ВВЕДЕНИЕ
Почти на протяжении всей своей истории наиболее предпочитаемыми для двигателей внутреннего сгорания были клапана тарельчатого типа ("the poppet type"). (этимология слова "poppet" представляет интерес сама по себе, но сейчас не об этом) Тем не менее некоторые изобретатели были привлечены явной простотой и однородностью движения золотниковых (ротационных) клапанов того или иного типа. Однако, как в паровых машинах, так и ДВС эта простота была слишком очевидной чтобы быть реальной и инженерные проблемы были пугающими.
Простая проблема, которая до сих пор остаётся нерешенной, состоит в том, что давление в цилиндре ДВС достигает очень большой величины в результате сжатия и взрыва топливно-воздушной смеси. Это производит большую (ударную) нагрузку на систему клапанов, однако решение существует; замечательное достоинство тарелчатого клапана состоит в том, что эта нагрузка только прижимает его плотнее к седлу и не воздействует на привод клапанного механизма.
Тогда как геометрия золотниковых клапанных систем принципиально другая; в концепции Аспина (Aspin, см.ниже) вертикальный клапанный конус выталкивается вверх по оси против поверхности своего седла скольжения, а горизонтальная клапанная система Кросса выдавливается вверх против верхней половины седла скольжения. В обеих случаях это может быть причиной черезмерного трения и "задира".
Было предложено большое количество схем золотниковых клапанов, большинство из которых так и остались только патентами. В Великобритании известны две системы золотниковых клапанов, которые привлекли наибольшее внимание, это вертикальная схема золотниковых клапанов Аспина и горизонтальная схема золотниковых клапанов Кросса.
Золотниковые клапана также пытались применить в паровых двигателях, но без заметного успеха.
СИСТЕМА ЗОЛОТНИКОВЫХ КЛАПАНОВ АСПИНА: 1933-1977
Эта концепция золотниковых клапанов представляет собою вертикальный клапан над цилиндром. Эта простая идея была предложена ещё в 1911 году Валлайлли (Vallillee,Patent 983328) который использовал вращающийся диск. Ряд других версий от других изобретателей были запатентованы позже.(см. список патентов внизу)
Слева: Одна из версий золотникового клапана Аспина. Обратите внимание на конический подшипник C, предназначенный для восприятия направленной вверх нагрузки от высокого давления в цилиндре. Эта версия не имела охлаждения ротора.
Все эти цифры были удивительно высоки для технологии двигателей того времени и поэтому восприняты с некоторым недоверием. Обычным делом в этой истории являлись впечетляющие заявления о достижениях без подтверждения от независимого исследования. |
Некоторое время Аспин испытывал регулятор скорости привода злотникового ротора, чтобы изменять скорость в течении цикла сгорания, но оставаться в синхронизации с кривошипно-шатунным механизмом; идея была в том, чтобы золотниковый ротор мог двигаться относительно медленно в течении сопровождающейся высоким трением части цикла. Это не привело к успеху, и конечно дополнительно усложнило (в принципе) красивую простоту конструкции.
В 1944 г. журнал "Autocar" испытал семейный автомобиль с двигателем Аспина.
В 1960-х годах конвертированный по схеме Аспина 8,6 литровый двигатель фирмы Leyland lorry был использован в качестве силовой установки на автобусе компании Northern Ireland. К этому времени Аспин использовал берилливое покрытие золотникового ротора чтобы снизить трение. Автобус работал успешно неизвестный период времени, описанный как "много тысяч миль", до тех пор пока потребление масла резко возрасло после того, как специальное покрытие ротора износилось. Никаких дальнейших испытаний не проводилось, так что результаты не могут быть слишком впечетляющими.
Аспин развивал свою концепцию золотниковых клапанов свыш более чем 30 лет, и здесь невозможно детально проследить эволюцию его идей. В сущности Аспин мог создать двигатель с высоким потреблением масла и хорошей надёжностью, или с нормальным потреблением масла, но имеющий склонность к задиранию золотникового клапана. Он так и не решил эту проблему, и многие другие тоже не смогли.
Последний патент золотникового клапана Аспина был получен в 1977 г. (US 4033317) и вскоре после этого он умер.
СИСТЕМА ЗОЛОТНИКОВЫХ КЛАПАНОВ КРОССА: 1920-1940
Роланд Кросс был выдающимся английским разработчиком горизонтального золотникового клапана. Он начал работу над двигателями с золотниковыми клапанами в 1920 г. Проект был свёрнут в 1945г. ввиду повышенного спроса на компоненты выпускаемые его компанией для обычных авиационных двигателей. Роланд Кросс умер в 1970 г.
Кросс разработал процесс производства высококачественных поршневых колец из маталлического прутка заготовленного для его двигателя с золотниковым ротором. Кстати, основанная им компания до сих пор существует. Смотрите Cross Manufacturing Company и обратите внимание на историю ("history") в обзорной таблице.
Слева: Золотниковый клапан Кросса.
Разделение золотниковой втулки разрешало проблему сбалансированной нагрузки системы, посредством контроля усилий в клапане. Износ компенсировался, смазка и замена масла были хорошими и сообщалось что не было никакой опасности "задира". Проблемы уплотнения, где другие методы не помогли, были решены, и казалось возможным что Кросс получил эффективную и практичную конструкцию, которая при других обстоятельствах могла бы достигнуть мелкосерийного производства. Это было бы вероятно более прибыльным чем двигатель Ванкеля (Wankel). Но сдругой стороны Нортон (Norton) имел очень мало успеха с очень простой концепцией двигателя - см. внизу. |
Слева: Roland C Cross выглядит уверенно.
|
Слева: Обложка буклета ф. "Cross company", опубликованного чтобы рекламировать его систему золотниковых клапанов. Дата неизвестна, но вероятно где-то около 1930 г.
|
Слева: Одна из страниц буклета опубликованного "Cross company".
|
ЗОЛОТНИКОВЫЙ КЛАПАН ФРЭДИ (FROEDE): 1950-е.
Вальтер Фрэди (Walter Froede) был ведущим программы гоночных мотоциклов геманской компании NSU, к тому времени NSU была крупнейшим производителем мотоциклов в мире.
Слева: Золотниковый клапан Фрэди в 125 куб.см двигателе гоночного мотоцикла. Золотниковый клапан окрашен розовым цветом.
|
Позже NSU представила знаменитый роторный ДВС Ванкеля, но его невысокая надёжность и краткий срок службы обанкротили компанию и она была поглощена Audi.
СИСТЕМА ЗОЛОТНИКОВОГО КЛАПАНА МЕЛЛОРСА: 1940-е гг.
Слева: Система привода золотниковых клапанов с помощью механизма "мальтийский крест" разработанная Меллорсом.
Использование механизма типа мальтийского крета, или Женевского механизма, было впервые предложено Меллорсом в 1914 г. в патенте на золотниковый клапан. Очевидно, что ведущий вал золотникового клапана внизу этого рисунка, поворачивается один раз за цикл, то есть с половиной скорости коленчатого вала. Механизм мальтийского креста может быть подвержен довольно существенному ускорению, и я не совсем уверен насколько хорошо он будет работать при высоких оборотах. |
Слева: Золотниковый клапан Меллорса в разрезе.
Тэд Амброс Меллорс (Ted Ambrose Mellors) был гонщик мотоциклист международного класса; он стал европейским чемпионом в 1938 году. Он разработал и запатентовал свой клапан в начале 1940-х годов, во время второй мировой войны. См. патент 559830, март 1944 г. Он умер в 1946 г.: Смотри Ted Mellors Biographical Notes (Внешний сайт) |
Слева: Система золотниковых клапанов Меллорса установлена на 250 куб.см двигатель "New Imperial".
|
Слева: Прототип двигателя оборудованного ротационными клапанами Меллорса в настоящее время.
|
ДВИГАТЕЛЬ НОРТОНА С ЗОЛОТНИКОВЫМИ КЛАПАНАМИ: 1960-е гг.
Джо Крэйг Нортон (Joe Craig Norton), инженер-разработчик, потратил два с половиной года работы на горизонтальные золотниковые клапана предложенные Лаури Бондом (Laurie Bond). (Автор трёхколёсного (мотоцикла?) "Bond") Конструкция золотниковых клапанов почти повторяет технологию Кросса.
Имеются обычные проблемы со смазкой, покрытием, сбоями зажигания и в результате двигатель оказался менее мощный чам стандартная версия. Определённо - никакого успеха.
Слева: Головка цилиндров с золотниковым клапаном приспособленная на мотоциклетном двигателе "Manx Norton".
|
Слева: Золотниковая головка цилиндров Нортона, вид снизу.
|
ЗОЛОТНИКОВЫЙ КЛАПАН ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ФИРМЫ LOTUS: 1991Г.
В начале 1990-х годов ряд призводителей рассматривали двухтактные двигатели с нагнетателем как прогрессивный путь. Так как двухтактный двигатель имел один рабочий такт на оборот коленчатого вала, показатель мощность/вес потенциально являлся очень хорошим. Инженерные проблемы возникшие при создании двигателя, который мог бы конкурировать с обычным четырёхтактным, оказались однако серьёзными.
Слева: Проект золотниковых клапанов двухтактного двигателя ф.Lotus: 1991 г.
|
Слева: Вид сбоку золотниковых клапанов двухтактного двигателя ф. Lotus.
|
ДРУГИЕ СИТЕМЫ ЗОЛОТНИКОВЫХ КЛАПАНОВ
· Золотниковый клапан Брауна(Brown) был разработан J & E Brown of Wednesbury, Staffordshire. Он впервые появился в 1938 г. использованный для модернизации 490 куб.см двигателя мотоцикла Norton. Он снова возник после второй мировой войны и удостоился высокой похвалы в издании The Motor Cycle за 16 октября 1947г. Планировался выпуск набора для переделки кулачкового механизма мотоцикла Norton, но очевидно не появился, и клапан Брауна тоже не появлялся.
· Джон Анелай (John Anelay) предложил сферическую систему золотниковых клапанов в 1955г. Детали появятся позже.
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЗОЛОТНИКОВЫХ КЛАПАНОВ.
Золотниковые системы клапанов не исчезли; это только кажется что технологии не исследуются.
Вот современная разработка:The Coates Spherical Rotary Valve System. Один из патентов ф.Coates представлен в таблице ниже. Вебсайт Coates заявляет что использует эти клапана "для обоснованного удаления как системы жидкой смазки, так и водяного охлаждения из верхней части головки цилиндров", что кажется отчасти выходящим за рамки экспериментов Аспина и Кросса.
Однако вероятно более значимо то, что золотниковые клапана Coates, которые, если вебсайт будет в дальнейшем работать, являются горизонтальными аналогично клапанам Кросса, чем менее успешными вертикальными клапанами Аспина.
ПАТЕНТЫ ЗОЛОТНИКОВЫХ КЛАПАНОВ.
Несколько патентов золотниковых клапанов в Великобритании. (список не полный)
Patent NoDateNameType
373 660.CrossHorizontal rotary valve
408 756.CrossHorizontal rotary valve
411 010.CrossHorizontal rotary valve
448 368.CrossHorizontal rotary valve
463 412Mar 1937AspinVertical rotary valve
559 830Mar 1944MellorsHorizontal rotary valve
570 286Jun 1945AspinVertical rotary valve
570 354July 1945AspinVertical rotary valve |
Here is a small and almost certainly incomplete list of rotary valve patents in the USA.
Patent NoDateNameType
983 328 Feb 1911 VallilleeVertical rotary valve
??? ??? 1914 MuellerVertical rotary valve
??? ??? 1921 Francis rotary valve
??? ??? 1921 DennisonVertical rotary valve
??? ??? 1921 EchardVertical rotary valve
??? ??? 1925 CrawfordVertical rotary valve
??? ??? 1926 PeaceyVertical rotary valve
Some more recent patents:
4 008 694 Feb 1977 MonnHorizontal rotary valve
4 404 934 Sep 1983 Asaka et alHorizontal rotary valve
4 658 776 Apr 1987 Coman
4 773 364 Sep 1988 HansenVertical rotary valve
4 788 945 Dec 1988 Negre
4 852 532 Aug 1989 BishopHorizontal rotary valve
4 944 261 Jul 1990 CoatesHorizontal rotary valve
5 000 136 Mar 1991 HansenVertical rotary valve
5 052 349 Oct 1991 Buelna
5 490 485 Feb 1996 Kutlucinar
5 503 124 Apr 1996 Wallis
5 941 206 Aug 1999 Smith et al
5 967 108 Feb 1996 KutlucinarHorizontal rotary valve
6 257 191 Jul 2001 Kutlucinar Horizontal rotary valve
6 293 242 Sep 2001 Kutlucinar Horizontal rotary valve |